Грациология. Часть 7. Гармония

гармония

- Как написать прекрасную картину?
- Нужно в нужном месте положить
нужную краску.
К.Брюллов (от художников)

- Как создать прекрасную мелодию?
- Необходимо вовремя взять нужную ноту.
(от музыкантов)

«Нет красоты ни в чём без гармонии».
Платон

«Гармония заключается в соответствии всех частей и всех материалов. Кто знает для чего творит он и что выражает, тот создаёт и соответствие материалов». Н.Рерих.

«Всё истинное и верное находится в согласии с головой и сердцем» Х.Ливрага.

Гармония – harmonia – греч.- со-звучие, со-гласие.

гармония

Гармония, можно сказать, это основная категория красоты. Это тот закон со-отношений, которым регулируются все остальные включительные: идеал, простота, естественность и.т.д.

ИДЕАЛ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ                                                     ПРОСТОТА

ГАРМОНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ                                           ЦЕЛЬНОСТЬ

ДИНАМИЧНОСТЬ

А через обратную связь можно более ёмко раскрыть и само содержание гармонии.
Так, от идеала гармония получает значение наилучшего, оптимального со-отношнеия. Гармония всегда целесообразна.
И проста.
Всё в мире стремится именно к гармонии, но никогда не достигает окончательного равновесия. В этом выражается динамика гармонии.
И наконец, всё гармоничное представляет собой нечто единое целое.

гармония

Гармония –это высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе цельного. (Эстетика. Словарь).

«Гармония заключается в соответствии всех частей и всех материалов. Кто знает для чего творит он и что выражает, тот создает и соответствие материалов» (Н.Рерих)

Посредством чего же достигается высший уровень
упорядоченности?

Обратимся к этимологии. В латыни «созвучие» – это consonus. Родственным ему является concordia – согласие.

гармония

Cord имеет, как минимум, два значения: приятно и сердце. Отсюда и общеизвестное accord (ак-корд)– как приятно, как по сердцу. Производные от этого же слова – хорда – струна.
Сoncordia и Discordia – согласие и несогласие.
Сonsonans и disonans – созвучие и противозвучие.
Но где же происходит отделение созвучного и не очень?

«Чуть-чуть переступил – уже порок.
Чуть-чуть недосупил – порока нету.
Где ж мера та,
Чтобы в обман не впасть?»
Василий Фёдоров.

Вот оно – ключевое слово! Мера. Она, мера – основная в гармонии.

гармония

Обратимся для наглядности к искусству. А именно к музыке. Так как именно в ней можно легко проследить действие закона наивысшего соотношения и его результат.

гармония

Все предыдущие термины – это основные термины музыки (аккорд, консонанс…). Но они определяют только одну сторону соотношений, а именно соотношение звуков по высоте. Это всем известные ноты. А так как основной характеристикой музыкального искусства является его временнАя протяженность, то должно существовать и соотношение во времени.
Это метр и ритм.
Метр в музыке определяет длину такта: от одной сильной доли до другой сильной доле. И не больше. И не дальше. Эта мера такта находит отражение в этике:

«Где такт и мера есть – стыда не надо» (В.Фёдоров).

Мера, по философскому словарю – это органическое единство качественной и количественной определённости предмета и явления. Мерой определяются границы, сколько и чего именно отмеряется. Вспомним сказанное где-то в начале: человек — мера всех вещей. Это в древности Протагор сказал.

А ритм – это мерное течение. Можно сказать, течение мер.
«Ритм – это язык, схема или художественная норма для любой системы повторов, мер, в любом виде искусства. Ритмом, как схемой, упорядочивается уже нечто отмерянное (повторы)»./ «Эстетика», словарь/
Таков ритм сердца: ту-тук… ту-тук… ту-тук… :) .

гармония

И «Всё движется ритмом» (опять кто-то из древних греков:).

Можно сказать, что если мерой определяется сколько и чего именно отмеряется, то ритм определяет по какой схеме идёт это определение. Мера, при такой точке зрения, становится категорией количественной, а ритм качественной.

«Всё имеет свою меру».
«Всё движется ритмом».
/древние греки/.
И «У всего в мире — своя песня».
/чароки…индейцы такие :) /.

гармония
Закон гармонии, как наилучшего, идеального соотношения находит своё полное подтверждение в правиле «золотого сечения».

* Для справки:
«Золотое сечение» или «золотое деление» – это соотношение пропорций, мер, выраженное геометрически или математически , при котором целое так должно относиться к своей большей части, как большая часть к меньшей.
Всё, отмеченное печатью этого правила, отличается строгой пропорциональностью и производит наиболее благоприятное впечатление.

Подобная закономерность была отмечена ещё в трактатах Эвклида «О началах» . А в эпоху Возрождения итальянским математиком Л.Пичолли (Лукой Пачоли, который и ознакомил с «золотым сечением» Леонарда да Винчи)в трактате «О божественной пропорции» данное соотношение было названо «золотым делением» и подчеркивалось, что «правилу «золотого деления» подчиняются все земные предметы, претендующие быть названными красивыми».
(К стати, вот полное название его книги: «Бoжественная пропорция. Книга весьма полезная всякому проницательному и жаждущему знания уму, из которой каждый занимающийся философией, перспективой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой или другими математическими предметами, может приобрести приятные, остроумные и удивительно достойные сведения и найти развлечение по разным вопросам и самым секретным знаниям»).
( http://www.jafarov.com/view.php?lang=az&menu=2&id=1632 )

Нельзя ли сделать и обратный вывод? Возможно, всё красивое отображает так или иначе данное правило. Надо искать.

Математическое выражение «золотого сечения», а именно, отношение меньшей величины М1 к большей величине М2 равно отношению большей величины М2 к их сумме:
М1/М2 = М2/М1+М2 ≈ 0,618 или 0,62
Обратное отношение – большего к меньшему- выражается как
М2/М1 = М1+М2/М2≈ 1,62.
(Основы комбинаторики. И.Г. Волкотруб).

Приблизительному, упрощённому значению этого отношения соответствует ряд простых чисел Фибоначчи (итальянский математик, купец, философ):

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21…
Так , 1/2 = 2/3 = 3/5 = 5/8 и так далее…и все это приблизительно равно 0,618…

Подтверждение от природы:
*Наиболее пропорциональный прямоугольник – со сторонами по этому ряду цифр: 2/3, 3/5 , 5/8 …….
*Правильная пятиконечная звезда (вписанная в круг, то есть, идеальная?) в основе сторон содержит «золотое сечение».
*Наиболее красивая и экономичная развёртывающаяся спираль есть та, у которой соотношение развёртывающихся радиусов (диаметрально противоположных) равно числу «золотого сечения» (или 3 к 5 к 8). Это, оказывается, давно было известно улиткам и звёздным спиральным туманностям.

гармония

Чтоб попроще понять, постарайтесь сами нарисовать такую спиральку: каждые 90 градусов радиус ее должен увеличиваться на число Фи — 1,1,2,3,5,8,13….. И лучше без циркуля — так естественнее получается. Достаточно один раз нарисовать так, чтоб понравилось и все — можно считать себя экспертом по красоте :) .

гармония

** А если на пустой полке необходимо поставить совсем одинокую вазу, то самое эффектное место для неё – это точка «золотого сечения» (3:5:8)!(где 8 , например, длина полки, а 3 и 5 — расстояния от краев полки… не по середине 0,5, а чуть левее…или чуть правее…, где-то в точке 0,618… Это и будет наша «золотая середина».

гармония
Леонардо да Винчи (которого его современники упрекали в сухой, математической художественности) наверно наиболее полно разработал действие этого принципа и его применение в искусстве (и не только). По трактату «О пропорциях» – идеальное человеческое тело вписывается в идеальную звезду и «красота прекрасного лица заключена в божественной пропорциональности композиции его элементов». («Джоконда»). Отсюда и «линия красоты» Хогарта, и «модулор» Корбюзье.( можно легко найти в интернете ).

Действие «правила золотого сечения» было замечено даже в музыке (и детально разработано). (см. Музыкальная энциклопедия, т.2. «Золотое сечение»). «Первую попытку обнаружить «золотое сечение» в музыке сделал немецкий учёный А.Цейзинг (середина 19 века). Он нашёл, что близкое к «золотому сечению» соотношение обнаруживает мажорное трезвучие (интервал квинта – как целое, большая терция – как большая часть, малая терция – как меньшая). О связи этого проявления мажорно-минорного соотношения с эмоциональным состоянием человека см. Музыкальная энциклопедия., т.4, «Рамс», стр.536). А в начале 20 века русским музыкальным исследователем Э.К.Розеновым было открыто более определённое проявление соотношений «золотого сечения» в области музыкальных форм. Оно оказывается уже в рамках периода, где мелодичная кульминация обычно располагается в точке, близкой к точке «золотого сечения». Нередко вблизи точки «Золотого сечения» обнаруживается переломные моменты и в более крупных разделах музыкальной формы. Позднее «золотое
сечение» в музыке изучали В.Э.Ферман, А.А Мезель, который установил, что деление отношений «золотого сечения» является признаком устойчивости (!), внутренней завершенности мелодии.» Вот даже как!

Закон «золотого сечения» является, можно сказать, прямым подтверждением существования иных, необыкновенных связей и отношений. В данном случае – это узаконенная асимметрия. Почему узаконенная? Дело в том, что с древних времён именно симметрия считалась одним из условий красоты, поскольку она обеспечивает равновесие композиции…(!?).

«Прекрасна во всём середина».
/Демокрит/
«Прекрасна во всем середина»?
«Прекрасна во всем середина?? Какая?»???

Идея симметрии – это выражение гармонии как принципа равновесия, со-раз-меренности. Это – основа гармонии.
Понятие асимметрии как основы красоты более полно разработано в японской эстетике.
«Асимметрия – залог красоты» – это их фраза. Асиметрия, в данном случае, может рассматриваться как выражение динамичности, подвижности (см. главу «Движение»).
И тогда точка «золотого сечения» связывает (соотносит!) принцип симметрии и принцип ассиметрии в понятие мобильного, динамичного равновесия. И именно эта связь делает данную точку наиболее эффективной и оптимальной, как точку отсчёта для дальнейшего совершенствования всего живого.

В этике существует очень близкое к «золотому сечению» – «золотое правило», гласящее: относись к ближнему, как к самому себе (возлюби ближнего как самого себя). И здесь можно усмотреть действие этого золотого (золото как образ идеального металла!) отношения. И золотая! (то есть, идеальная, а не простая) середина в отношениях между людьми лежит не в точке 0,5, а чуть сдвинута в сторону большего блага по отношению в меньшей величине…(!?). И эта точка приблизительно равна 0,62. Так что уступать всегда будет тот, кто больше. Или сильнее. В данный момент времени :) ) Вот такая математика!

гармония гармония

Ещё несколько взглядов на категорию гармонии.
Гармония всегда выражает себя через меру и пропорцию: необходимо взять именно такое количество именно такой краски и поставить, расположить её именно в этом месте от края картины).

гармония

Мера обязательно связана с категорией простоты и естественности. Все, что сверх меры — уже не естественно. И все, что слишком сложно — уже чрезмерно.
А пропорция подразумевает равенство двух отношений и учитывает конкретно условия, место и назначение предмета (по комбинаторике). И новое во всём этом – только взгляд с более универсальной точки зрения, которая дает возможность усмотреть со своей высоты новые взаимосвязи и отношения. И выгодно их использовать. (см. «Теория фундаментального поля» Герловина и процессы холодинамики в живых системах Марты Кремптон– занимательнейшая информация для думающих и любопытных!).
А оказывается, Бог творил мир, сверяясь с законами красоты: «И увидел Бог, ЭТО ХОРОШО». То есть, при данных условиях и имеющемся материале это был наиболее оптимальный вариант :) )).

гармония

Тэги: ,

Оставить комментарий