Грациология. Часть 3. ИДЕАЛ и ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ



идеал  и целесообразность
Идеал (фр. от гр.  – идея, первообраз, представление) – высший критерий оценки.
Э.Кант: идеал – высший образец, содержащий требования, образ наиболее ценного и величественного.
Этический словарь: идеал – абсолютное основание долженствования, то есть, каким дОлжно быть предмету или явлению.
Можно сказать, что идеал – это уровень, планка, наивысшая оценка. Но оценивать можно лишь то, что обладает ценностью. А ценность – это значимость.
Значимость  есть малая и большая. И не сама по себе, а для удовлетворения какой-то потребности, то есть, для достижения цели. Цель же – это стремление к чему-то (или быть, или иметь), но обязательно в лучшем виде. Мы опять вышли на идеал.

НЕМНОГО О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.

Цель направляет и регулирует действия.
А целесообразные действия– это свойство процессов и явлений приводить к определённому результату. Со-ОБРАЗ-но с целью.
В органической природе отражением этой закономерности является приспособляемость и регуляция организмов, а так же направленность процессов развития. Направленность КУДА?

идеал  и целесообразность

К наиболее оптимальному варианту выживания в данных условиях.:))

идеал  и целесообразность

В общественной жизни – это смена порядков и отживших формаций на такие, которые будут способствовать дальнейшему выживанию/развитию общества. Развитию куда, для чего? Для оптимума всех (по возможности).

В деятельности человека – это направленность на достижение определённых целей. И для чего? Куда? Все туда же – к оптимуму.

Ну, ладно. В живой, организованной природе – это куда ни шло. А в неограниченном мире? Какие могут быть цели? Какие потребности? У камня? У грозы?
Цели удовлетворить свои потребности нет, конечно. Но, если глянуть глубже, попытаться отыскать общий, более универсальный механизм, то потребность удовлетворить достижение цели, как движение «от» «через» «до», приобретает вполне приемлемый вид: от дисбаланса к равновесию.

И в явлении грозы, и в атоме, и в кристаллической решётке это стремление к приобретению равновесия явно просматривается. И потребность, если на неё посмотреть как на дисбаланс («чего-то не хватает!» – в образном выражении) , так же присутствует. То есть, если говорить, что у электрона в атоме возникла потребность в достижении какой-то корыстной/полезной для себя цели – абсурд вроде бы. А если подумать об уравновешивании, как оптимальном состоянии неживой, но все-таки подвижной материи, то всё нормально сходится.

Действительно, все в природе стремится к уравновешиванию, к сбалансированности, как к наиболее оптимальному состоянию. Это – идеальное состояние.

« Идеал – как наивысшая оценка» – это из области человеческого восприятия. Ну, а в более широком, универсальном значении?
Это есть лучшее, то есть, наиболее оптимальное состояние материи.
Если поиграть в слова, то получим:
Наиболее наилучшего
Наилучшее наилучшего
Optimus optimum
Наилучшее благо:))), то есть наш идеал!

идеал  и целесообразность

Нашла еще одно значение Идеала – effigia, effigies (латынь:). А не отсюда ли наше “офигеть!”

Подтверждение существования идеала как наилучшего блага (добра) в природе – это действие закона природного отбора: оптимально себя чувствует тот, кто является оптимальным для данных условий. И борьба видов, и их отбор происходит по тем же законам оптимума.

Можно сказать, что вся природа творит по принципу идеальности: достижение наилучшего результата оптимально эффективными методами. Или : при минимуме воздействия – максимальный эффект. Это уровень работы Мастера! А Мастер всегда работает идеально.

Говоря об идеале как принципе (а не только с точки зрения целесообразности и цели) лучше всего обратиться к искусству.
Вообще, основная работа искусства – это работа с идеалом. И для формирования идеала. А так как представления об идеальном у всех разные, то отсюда и многообразие самих произведений искусства, и многообразие их восприятия .

Так, идеал женской красоты был свой у разных культур и обществ и, к тому же, чрезвычайно изменялся с течением времени.

Но одно основное правило дОлжно направлять все эти представления – это представление об Идеале как Благе:
«Искусство – это способ вызывать благие желания» (М. Анчаров).
«И чувства добрые я лирой пробуждал» (А.С. Пушкин).

В этом и состоит предназначение искусства.

«Красота – есть сила. Сила, влекущая, порождающая притяжение или любовь».
(А.Хейдок).

И именно прекрасное, как представление, как образ ИДЕАЛА и даёт такую великую силу шедеврам искусства.

идеал  и целесообразность

«Отойди от зла и сотвори добро» – это обращение к современным мастерам. Тем более, что сейчас то время, когда все сыты разборками. Все знают «что» и «почему» плохо. А вот как жить дальше, «в куда» – неизвестно.Дайте людям наиболее значимый идеал. Идеал, который бы работал. Символ, имеющий функциональную ценность.

А это всегда – более универсальный, более синтетический и вмещающий большее, образ. Настоятельная работа для философов. Ибо «небольшая группа людей со своей определённой идеологией и своими символами может больше, чем масса, лишенная этого» (Х.Ливрага).

«Вместе с ходом времён меняется назначение вещей».
Тит Лукреций Кар

идеал  и целесообразность

Смена представлений об идеальном, выделение какой-то черты, как наиболее значимой, порождает в искусстве новые стили. И эта смена идеалов подчиняется закону целесообразности. Это – всегда историческая необходимость. Например: появление и расцвет стиля «модерн» связаны с появлением нового идеала, новой его качественной характеристики. А именно – лаконичность и подвижность всего. Отсюда – и отказ от прямых линий.

“Визитной карточкой” этого стиля стала вышивка Германа Обриста “Удар хлыста” или “Цикламен”.

идеал  и целесообразность
идеал  и целесообразность

I. Философской предпосылкой возникновения именно этого образа Идеального была новая философская идея жизнестроения: модерн из «Философии жизни» взял «текучесть» (подвижность, динамизм) как одну из основных характеристик жизненного процесса вообще. В модерне особенно виден культ стихии – интуитивного, спонтанного и непредсказуемого.
Отсюда и такое внимание к спиралеобразным текучим линиям.

II. Религиозной предпосылкой явилась тенденция обновления религии, смешение язычества и христианства, с влиянием буддизма и теософии антропоморфизма, и, следовательно, смешение предшествующих идеалов в поисках более общного, органически вмещающего предыдущие, первообразы. Фридрих Линхард в книге «Новые идеалы» 1901г., писал о стремлении культуры того времени соединить в НОВОЙ ФОРМЕ КРЕСТ И РОЗУ, Голгофу и Акрополь. Задача стиля заключалась в «преодолении стереотипа ради достижения слова или живописного образа в их первичном (idea – первообраз) значении, обращение к намёку, стремление истолковать явление через самую характерную его особенность». («Стиль модерн», Л.В.Сарабьянов, стр.40.)

Вообще «модерн», в отличии от всех предыдущих самозародившихся стилей, был стилем заранее программируемым. Наверное, человечество поднялось уже на ту ступень развития и сознания, когда идеал рождался не спонтанно, а определялся как новая жизненная необходимость (потребность), сначала в философии, затем в психологии и, затем, воплощался в наиболее ему соответствующем, характерном образе в искусстве. И характерной чертой художников, композиторов, архитекторов того времени была их универсальная многогранная талантливость. Мастер был не только художником, композитором (часто в одном лице) но, в первую очередь, психологом и философом + общественным деятелем. Уже тогда зарождалось то синтетическое, «сферическое» мышление, которое уже дало свои плоды на практике. Это и появление новых направлений в науке, которые возникли на стыке классических: биохимия, например. И возникновение новых научных теорий, объединяющих разные точки зрения (квантовая физика, вся…).

Но это возможно при чётком понимании красоты жизни.
«Давайте развивать сферическое сознание,
которое может объять все возможное и
даже сделать явным невозможное».Х.Ливрага.

идеал  и целесообразность

«Идеал есть Небесная модель, которая
взывает к своей земной тени, требуя
от неё всё большего совершенства и
как можно большего сходства с собой».
Х.Ливрага

идеал  и целесообразность

Некоторые подтверждения, вытекающие из «сферического» (синтетического) мышления:

В геометрии есть идеальная фигура – круг, в стереометрии – шар, сфера.

Мысль о сферичности Земли высказал ещё пифагореец Филолай, за два тысячелетия до Магелланова путешествия. Может быть, при этом античный философ исходил из эстетических представлений о шаре, как совершеннейшей из всех форм?

Из психологии: если представить человека со всеми его способностями в форме фигуры, многогранника, а все стороны, грани его натуры, как грани многогранника, то здесь явно видно стремление к гениальности многогранной, то есть, к идеалу.

идеал  и целесообразность

Культурный, этичный, многосторонне образованный человек, как многогранник, стремится всё сильнее к идеалу (к сфере). Многогранность личностей Пушкина, Сократа, Гёте (и многих других) являются примером, подтверждением того, что «гениальность этих людей заключалась в универсальном развитии ими своих человеческих возможностей и способностей и что гармоничное развитие личности должно быть нормой человеческой жизни» (Генрих Волков «3 лика культуры»).

Маленькое отступление:).
Из высказываний учащихся: «Если символ идеала круг – совершенная фигура, то кто тогда «круглый, совершенный дурак»? Ответ оттуда же: «Это остановившийся круг, считающий себя уже идеалом». Принцип самодостаточной ограниченности и его последствия.:)

К тому же, совершенство – это ещё не весь идеал, а лишь его часть, количественная характеристика. Новое качество появляется при определённом, более полном количестве (закон диалектики).

Возвратимся к нашему Идеалу: можно сказать, что представление об идеале у каждого свое. Со-Образно цели. Её символу. Идеал, можно сказать, – символ цели (хочу быть, хочу иметь). Вот почему нечто одним человеком воспринимается как прелестное, прекрасное, а у другого вызывает либо противоположное : «Фу! Гадость!», либо страх, либо оставляет равнодушным. «Фу!» – это не вообще «Фу!». Это просто значит: «Хоть там хорошо, может быть, но мне туда не надо». У каждого не только свои цели, но и со-ответствующие ценности. А соответственно этим личным целям, ценностям и представлениям о них (символам) и идёт эстетическое определение того или иного объекта или явления.

Каждый смотрит на мир через свой символ.
И красив котёнок как символ (образ) мягкости, беззащитности.
Красиво извержение вулкана – как символ силы.
Радуга – как символ гармонии цветов.
Ну, а личинка (фу, какая гадость!) -прекрасный символ приспособляемости, соответствия среде обитания и дальнейшего движения. Спросите у натуралиста, как у неё красиво и ладненько всё соответствует условиям для выживания!

идеал  и целесообразность

И ищите символ в том, что вам нравится, «подобається» (укр.), и вы лучше узнаете себя идеального.

идеал  и целесообразность

И психологу (практическому) для проведения оптимальной психокоррекции желательно иметь наиболее полное представление об идеале вообще и механизмах его работы в частности. И лишь после этого можно помочь человеку найти свой соответственный идеал и наиболее оптимально соотнести с его окружающими условиями.
“Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала”.
Федор Михайлович Достоевский

идеал  и целесообразность

Тэги: ,

Оставить комментарий